?

Log in

No account? Create an account

Carpe diem!

О путешествиях, людях и событиях


Previous Entry Share Next Entry

София Лорен

     Полезное дело, однако, на дачу поехать в выходной. Мало того, что кусты смородины родителям поможешь к зиме приготовить, так и в книжных закромах пороешься, найдешь что-нибудь этакое, давно забытое.
     Так и в этот раз случилось. Нашлась София Лорен. Вернее старенькая, пожелтевшая брошюра о ней. И как часто бывает, начинаешь читать, и происходит погружение в человека и его жизнь.
     Эта книга сподвигла устроить личную ретроспективу фильмов с участием Софии. Конечно, я их видела и раньше, но это происходило в основном случайно, без подготовки, без настроя. В этот раз все было осознанно. Теперь здесь делюсь информацией, чувствами и ощущениями.
1
О жизни Софии в 1980 году снят фильм «София Лорен: Ее собственная история». Действие фильма начинается еще до рождения Софии, с попыток ее матери стать актрисой. Ромильду Виллани, буквально преследовало невезение. Казалось бы, Ромильде улыбнулась удача – она выиграла в конкурсе двойников Греты Гарбо, призом которого была поездка в Голливуд. Но строгая мать ей ехать не позволила.
   Из маленького рыбацкого поселка Поццуоли близ Неаполя  Ромильда отправилась покорять Рим. С карьерой актрисы у нее ничего не получилось. А 20 сентября 1934 года в Риме, в госпитале для неимущих, в отделении для незамужних матерей, она родила дочь, Софию. Отец девочки ее признал  позднее. И только на бумаге.  Так у Софии появилась фамилия Шиколоне.  Отец Софии на Ромильде не женился и она вернулась с малышкой в Поццуоли.  Здесь, в тесноте и бедности провела София свои детские годы. Мать Софии родила и вторую девочку от Шиколоне, которую тот признал спустя годы,  за миллион лир, которые заплатила София из своего первого крупного гонорара.
2 
   Ее имя София - означает «мудрость». «Я родилась на свет мудрой, - говорит она, - мудрой в обращении с людьми и с самой собой. При рождении мне были даны два великих преимущества: ум и нищета».
   В самом начале этого биографического фильма София говорит о том, что ее детство не смотря ни на что было счастливым. Ведь у нее была семья.
3
    Она пережила войну и голодные годы. В юности её звали «Стеккетто», что означает «Жёрдочка» — за высокий рост и худобу. А еще «зубочисткой» и «дылдой». Но со временем София расцветает. Первой её ступенькой к славе стала победа на местном конкурсе красоты «Королева моря» в четырнадцать лет (пусть и не главный приз), после чего София с матерью перебралась в Рим.
   «Не сразу все устроилось» - как поется в известной песне. Так и у Софии получилось. Были съемки в комиксах, в рекламе, в массовках, участие в конкурсах красоты (в 1950 году в конкурсе «Мисс Италия» София получила приз «Мисс Элегантность», учреждённый жюри специально для неё).
    Так продолжалось до встречи с тем самым продюсером Карло Понти. Познакомились они во время участия в очередном конкурсе.  Понти был старше её на двадцать два года, ниже на двадцать сантиметров и женат.  А для католика получить развод было делом весьма непростым. Не получив разрешения Ватикана на развод, Понти разводится в Мексике и там же женится на Лорен. Но Ватикан не сдался. Католики призывали бойкотировать фильмы многоженца Понти и преступницы Лорен. Адвокаты аннулировали злосчастный мексиканский брак.  Карло и София смогли пожениться только в 1966 году. Выход нашла первая жена Карло: она предложила получить Карло и Софии французское гражданство, там оформить и развод, и новый брак. Так и сделали.
 4
    Но вернемся в пятидесятые. Понти сделал свое дело. Уже к середине 1950-х годов София стала звездой и секс-символом Италии. Первоначально актриса снималась под псевдонимом София Ла́дзаро,  но в 1953 году по настоянию Понти сменила его на Лорен. Понти учил ее ходить, покачивая бедрами, так чтобы падали все, от короля до таксиста, боролся с ее неаполитанским акцентом, учил ее английскому, так, чтобы она могла вести беседу с английской королевой.
    София в начале своей карьеры не стеснялась наготы, так что в ряде картин её можно было увидеть топлес. В начале 1960-х годов Карло Понти выкупил все фильмы юной Лорен, где она была обнажённой,  во избежание международного скандала.
    С 1957 года Лорен регулярно поступали предложения сниматься в Голливуде. Но особенных успехов в Америке Лорен не достигла. Все кинематографически  лучшее случилось в Италии.  В кино партнерами Лорен были Чарли Чаплин, Фредрик Марч, Максимиллиан Шелл, Кэри Грант, Роберт Олтмен… Но любимый партнер – Марчелло Мастроянни,  двенадцать фильмов вместе.
5
    Великую Софию сотворил великий  Витторио Де Сика. У них образовался блестящий творческий союз, подаривший мировому киноискусству великолепные фильмы: «Золото Неаполя» (1954),  «Чочара» (1960), «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964), «Подсолнухи» (1969). Де Сика помог Лорен найти истинную основу для ее таланта. Она стала играть «женщин из народа». «Если я интересна как актриса, то обязана этим ему. Достаточно было одного взгляда, жеста Витторио Де Сика, и я понимала, что он хочет», - говорила Лорен.
6
   Несмотря на успехи в кино, жизнь Софии была омрачена отсутствием детей и двумя выкидышами. На протяжении нескольких лет она проходила курс терапии от бесплодия, в результате чего родила в 1968 году сына Карло Понти-младшего (дирижёр), а четыре года спустя — второго сына Эдуардо (режиссёр).
7
  София Лорен - лауреат почетных премий всех основных кинофестивалей:
Каннского (1961), Венецианского (1958, 1998), Московского (1965, 1997), Берлинского (1994)
Лауреат пяти премий "Золотой глобус"
Лауреат премии "Оскар" (1961)
Лауреат премии "Оскара" с формулировкой "одному из сокровищ мирового кинематографа" (1991)
                             
                                Мои любимые фильмы с участием Софии Лорен
 
     «Золото Неаполя» (1954), режиссер Витторио Де Сика.
      Шесть новелл объединенных общим названием «Золото Неаполя» рассказывают о разных людях. Их интересы и жизненный уклад различен и они даже не знают о существовании друг друга, но их объединяет именно небо Италии, вернее, небо Неаполя. Сам Де Сика провел немало лет в Неаполе, поэтому прекрасно знает, о чем и как он хотел рассказать. Это не персонажи, а сам образ жизни, мышления. Жить в Неаполе и каждый день видеть Везувий – это не шутки!
8
    Главное открытие «Золота Неаполя» - София Лорен.  Ее героиня – донна София, неверная жена продавца пиццы в новелле «Пицца в кредит». Соблазнительная София умело вертит своим мужем и доказывает, что она потеряла свое кольцо случайно в одной из проданных пицц, а не во время горячих объятий отнюдь не с мужем. А как она идет по улице! Видна та самая работа Понти. Кстати сама София говорила: «Я не итальянка, я – неаполитанка».
9
   
   «Хлеб, любовь и...» (1955), режиссер Дино Ризи.
    Казалось бы, это кассовая, незатейливая лента не может похвастаться глубиной сюжета, но мне этот фильм нравится. Главные герои – персонажи Софии Лорен, самого Витторио Де Сика. И мой любимый Сорренто. А какая красивая здесь София!
10
   Пылкий карабинер Антонио (Де Сика) переезжает в город своего детства Сорренто. Там он назначен на пост команданте (командира карабинеров). За годы отсутствия Антонио, его дом сдавал брат, падре в местном соборе, и по приезде Антонио, возникает дилемма — выгнать квартиросъемщицу донну Софию, вдову и торговку рыбой, однако это не так просто сделать, донна София необыкновенно хороша собой и вовсю пользуется своими прелестями, что бы не потерять жилье, а поскольку в данный момент это зависит от Антонио, бедному каманданте тяжело приходиться.
11
   Фильм снимался в деревушке Марина Гранде, в порту Марина Пикколо, у  разрушенной римской виллы в Пунто дель Капо (рядом со знаменитой Купальней Реджины Джованны) и на улицах Сорренто.
12
   София - почетная гражданка города Сорренто, в 2009 году ей торжественно вручили ключи от города и документ о гражданстве. Считается, что фильм сформировал коллективное представление  о Сорренто.
13
 
   «Чочара» (1960), режиссер Витторио Де Сика.
   Война — это зло, позорящее человеческий род. Вторая Мировая война показана глазами женщины по имени Чизира, римской лавочницы.  Рим постоянно бомбят, ради 12-летней дочери Чезира решает его покинуть и дождаться окончания войны в более спокойном местечке. Однако и в Чочарии, сельской местности, о войне не забыть. Нищета, голод, смерти и ужасы войны все равно преследуют народ. Де Сика в «Чочаре» показал общую картину жизни маленьких людей в жернове истории.
14
   Казалось бы, война заканчивается,  люди хотят вернуться в свои дома. Но сколько жертв еще будет принесено на алтарь этой проклятой войны. Погибнет Микеле (Жан-Поль Бельмондо), Чезира и ее двенадцатилетняя дочь будут изнасилованы. Как простить пустоту в глазах дочери и запекшуюся кровь на ее губах? Но надо продолжать жить дальше…
15 
 
16
 
17 
 
   Для англоговорящих стран в прокате фильм был назван «Две женщины».  Первоначально, роль Чезиры должна была достаться Анне Маньяни, но она отказалась. Де Сика предложил ее 25-летней Софии Лорен. Для Лорен эта роль стала настоящим прорывом, недаром она стала первой актрисой удостоенной премии «Оскар» за роль не на английском языке (1962 г.).
   После «Чочары» Лорен стали называть второй после Анны Маньяни актрисой итальянского кино. Была окончательно выиграна не только долгая «битва бюстов» с Джиной Лоллобриджидой, не только завоевана максимальная популярность и у себя на родине и за границей, но и пришло признание со стороны критиков.
 
   «Вчера, сегодня, завтра» (1963), режиссер Витторио Де Сика.
   Три эпизода, в которых играет один и тот же актерский дуэт – Лорен и Мастроянни.
   В первом эпизоде София играет неаполитанку Аделину. Чтобы прокормить детей  и безработного мужа Кармине (Мастроянни), ей приходится торговать контрабандными сигаретами. А чтобы полиция не упрятала ее за решетку, Аделина, по совету адвоката, рожает по ребенку. Аделина (Лорен) – настоящая неаполитанка, темпераментная, переменчивая, то неистово бурная, то сосредоточенная.
18
 
19
   Во втором эпизоде из нищей неаполитанки Лорен перевоплощается в светскую даму из Милана, скучающую и пресыщенную.
20
   В третьей новелле София становится Марой, девицей легкого поведения, принимающей клиентов в своей квартире на площади Навона в Риме.
21
   Если по замыслу Де Сика, Неаполь – это нищета и душевная щедрость, а Милан – богатство и душевная черствость, то Рим- - это религия и вместе с нею  - грех. И олицетворение «духа» этих трех городов, их своеобразные символы – это три образа, созданные Софией Лорен.
 
    «Брак по-итальянски» (1964), режиссер Витторио Де Сика.
   Самую широкую известность  во всем мире принесла Софии Лорен сыгранная ею  роль Филумены Мартурано в «Браке по-итальянски».
   В основе фильма простая история – любовь девушки из неаполитанских трущеб – Филумены, которую нужда загнала в публичный дом, к красивому и богатому владельцу кондитерской – Доменико Сориано, ее желание стать его женой и обеспечить будущее трех сыновей, о существовании которых он не знает.
22
    История их многолетней связи - это история борьбы каждого из них за свое: Филумена стремится стать законной женой Доменико, а тот в свою очередь – сохранить свою свободу.
23
  Сама Лорен говорила: «Да, у меня есть две любимые героини. Это Чезира и Филумена Мартурано. Я очень люблю их за то, что это образы матерей, а женщина-мать – это  качество, в котором  глубже всего может раскрыться личность женщины».
 
    «Подсолнухи» (1969), режиссер Витторио Де Сика.
    «Я взялся за постановку картины, -  говорил Де Сика, - отнюдь не ради решения конфликта внутри классического «треугольника». Я хочу показать, к каким человеческим  трагедиям приводит война. И тем самым еще раз напомнить людям, что долг каждого человека защищать мир на земле».
  Одной из самых трагических для итальянцев страниц минувшей войны была гибель «Итальянской армии в России» - войск, которые Муссолини погнал умирать за чуждое им дело на советско-германский фронт. Многие из них погибли в России. Правительство Муссолини, однако, не послало вдовам и матерям похоронных, оно предпочитало говорить о пропавших без вести. Действительно некоторые спаслись, их выходили русские люди. Некоторые вернулись в Италию, другие остались в России. Антонио (Марчелло Мастроянни), обмороженного, умирающего нашла русская женщина Маша (Людмила Савельева). Она его выходила и Антонио остался с ней, родилась дочь Катя. Но в Италии Антонио ждала Джованна (София Лорен).
24
  Спустя годы ожиданий Джованна отправляется в Россию на поиски своего мужа, с большим трудом находит его и ... возвращается в Италию. Теперь она все знает – Антонио жив, здоров и счастлив с новой семьей. Проходит время и теперь уже Антонио едет в Италию, находит Джованну. Но  у нее за это время появилась семья, родился ребенок, хотя Антонио она не забыла. Так, окончательной разлукой, заканчивается эта грустная история.
25
   Тут надо сказать об угрозах в адрес неофашистов в адрес Софии Лорен. «В 1966 году, - говорила Лорен, - итальянская служба безопасности раскрыла заговор фашистов. Последователи Гитлера обозначили свой план «София Лорен» и намечали убийство виднейших итальянских актеров и актрис как месть за их участие в итальянских антифашистских фильмах. Начать собирались с меня…». После «Подсолнухов» угроза фашистского покушения усилилась. Карло Понти предпринял все возможное для защиты Софии и маленького Карло.
 
   «Необыкновенный день» (1977), режиссер  Этторе Скола
  Действие происходит  6 мая 1938 года – в этот день в Рим пожаловал Гитлер. Италия опьянена фашизмом. Весь Рим отправляется на встречу с Гитлером – все от мала до велика. Антоньетта (София Лорен) провожает взглядом своих шестерых детей во главе с их отцом.  Она остается одна и имеет редкую возможность побыть наедине с собой. Но улетевший дрозд смешал все карты. В погоне за ним Антоньетта попадает в квартиру Габриэле (Марчелло Мастроянни). Он не пошел на манифестацию. Перед ним револьвер. Попытку самоубийства прерывает приход Антоньетты. Далее развертывается доверительный диалог этих двух людей на фоне не смолкающих фашистских маршей.
26
    Она никогда не слыхала, чтобы кто-нибудь позволял себе, как он, посмеиваться на тем, чему она привыкла поклоняться, - над портретом дуче, составленном ею из пуговиц, над альбомчиком его фотографий, над ее рассказом, как она упала от волнения в обморок, увидев дуче гарцующим в парке. Габриэле далеко не антифашист, отнюдь не «опасный подрывной элемент», как его охарактеризовала пристально следящая за всем консъержка. Он не желает подчиняться фашистским императивам. У Антоньетты постепенно открываются глаза на окружающую действительность, в ее душу закрадываются сомнения в непогрешимости устоявшихся представлений. Ей хочется любви и человеческого участия.
27
   Жизнь вступает в обычную колею – семья вернулась домой, муж ворчит, дети обсуждают «секретное оружие», с помощью которого фашизм завоюет весь мир. А за Габриэле приходят агенты в штатском. Антоньетта из окна видит, как его уводят…
    
   Вот так, насколько возможно кратко, я попыталась рассказать о великой актрисе и порясающей женщине - Софии Лорен. 
   Это лишь малая часть из ее кинематографического наследия. Образы, созданные Софией  в кино  – сокровища не только  прекрасной страны Италии, но и  всего мира.
 
Фотографии:
1  http://mylitta.ru/63-sophia-loren.html
2 http://fotki.yandex.ru/users/ya-cri/view/160722?page=1
3 http://dchub.no-ip.org/raznoe/10796-sofi-loren-v-yunosti.html#.Ts_FKs_y1H8
 
фото 4 и 5
  http://top-antropos.com/history/20-century/item/204-sophia-loren-samaja-krasivaja-italjanka
 
6   http://botinok.co.il/node/60512
 
7  http://www.liveinternet.ru/users/kvitochka_moya/post161157242/
 
Фотографии из фильмов – сделаны мной в результате мучений с фотоаппаратом, компьютером и видеозаписями. Очень уж хотелось показать именно эти моменты. При написании текста очень пригодилась упоминаемая в самом начале старая брошюра – но сослаться не могу – в ней нет ни данных об авторе,  ни о типографии.


promo fluger19 октябрь 23, 2014 21:02 33
Buy for 50 tokens
Давно планировала рассказать о передвижении по Италии на поездах. Это комфортный и часто оптимальный способ добраться до нужного места. Особенно на территории экономически развитых северных и центральных регионов. Постараюсь раскрыть тему максимально подробно. Тем, кто планирует испробовать…

  • 1
iren_voyar November 26th, 2011
Настоящая красота) И достоинство во взгляде.

fluger19 November 26th, 2011
Да, таких больше нет)

feohha November 26th, 2011
Спасибо, захотелось и мне что-нибудь посмотреть. :)

fluger19 November 26th, 2011
Смотреть фильмы с ее участием - удовольствие)

galya1963 November 26th, 2011
Мне кажется, что более красивая женщина и не родилась еще!

fluger19 November 26th, 2011
Согласна с тобой) А сочетающая в себе не только подобную красоту, но и актерский дар - тем более)

Edited at 2011-11-26 05:45 pm (UTC)

mono_polist November 26th, 2011
красивая женщина, аж мурашки по коже от красоты :)

fluger19 November 26th, 2011
И потрясающая актриса)

marinara03 October 22nd, 2012
Спасибо, Леночка, прекрасный пост!

fluger19 October 22nd, 2012
Рада, что понравилось)

  • 1