Елена Каск (fluger19) wrote,
Елена Каск
fluger19

Category:

По Италии на поезде

Давно планировала рассказать о передвижении по Италии на поездах.
Это комфортный и часто оптимальный способ добраться до нужного места.
Особенно на территории экономически развитых северных и центральных регионов.
Постараюсь раскрыть тему максимально подробно.





Тем, кто планирует испробовать итальянские железные дороги могут понадобиться три основных сайта.

Сайт европейских железных дорог - помогающий планировать и осуществлять железнодорожные поездки по всей Европе. Пригодится в том случае, если не только Италия стоит в планах путешественника.

Trenitalia - сайт Группы Государственного ж/д сообщения Италии, управляющей пассажирским транспортом.
Монополист, как наша российская компания РЖД. Trenitalia является основным действующим лицом как во внутрирегиональных, так и в межрегиональных перевозках.

ITALO - частная компания, итальянский железнодорожный новичок, появившийся в сегменте скоростных железнодорожных перевозок в 2012 году.


Карта, дающая общее представление об охвате териитории Италии железными дорогами.




Эта карта не учитывает маршруты Trenitalia внутри регионов Италии, а также местные железнодорожные системы сообщения. Например, в регионе Кампания. Приезжаешь в Неаполь на поезде, а дальше как? На Везувиане, местной электричке - в Помпеи, в Сорренто и в другие города. В  общей сложности Везувиана (или правильно - Circumvesuviana) во многом решает вопрос передвижения для пары миллионов человек, проживающих на охваченных её сетью территориях.

Но это частности, которые нужно изучать применительно к конкретным регионам, а я вернусь к общеитальянской системе.

Лучший способ передвижения между крупными городами, тем более удаленными друг от друга - скоростные поезда.
Быстрые и, естественно, дорогие.

Места в них бронируются при покупке билетов.

У Trenitalia это Eurostar Италия и FRECCE.
Название "Eurostar" в современном расписании Trenitalia встречается все реже, их вытесняют скоростные FRECCE.

"FRECCE" - в переводе с итальянского означает "стрела".
Их, стремительных, в Италии три вида.

Frecciarossa (Красная стрела) - высокоскоростные поезда, следующие по линиям от Турина до Салерно со скоростью до 300 км/ч. Их маршрут пролегает по промышленно развитому северу, центру, слегка касаясь юга Италии (Турин - Милан - Болонья - Рим - Неаполь - Салерно). Ежедневно 87 отправлений. Всего 2 часа 59 минут требуется, чтобы добраться из Милана в Рим.






Frecciargento (Серебряная стрела) - поезда, следующие с северо-востока на юг Италии, как по высокоскоростным, так и по обычным линиям. Ежедневно 58 отправлений.






Frecciabianca (Белая стрела) - поезда, следующие по традиционным линиям, минуя высокоскоростные трассы. Но идут шустро, на хорошей скорости и без лишних остановок. Судя по карте, эта разновидность поездов Frecce имеет наибольший охват среди скоростных поездов Италии. Ежедневно 86 отправлений.






Frecciarossa готова отправиться в путь.






Ознакомимся с внутренним наполнением вагонов.
С помощью информационных мониторов в поездах FRECCE можно следить за скоростью движения.






Приобретая билеты в поезда FRECCE, необходимо сделать выбор - каким классом вы желаете ехать, первым или вторым.
Из собственного опыта скажу так. Чаще всего в трате денег на первый класс смысла нет. При самой распространненой длительности переезда на скоростном поезде в 2 - 4 часа устать не успеваешь и второй класс в таких случаях прекрасно подходит. Пусть официант и не предложит свежий номер La Repubblica, бесплатные напитки и какую-нибудь плюшку.

Но бывают случаи, когда Trenitalia предлагает акции, по которым билеты в первый класс получаются дешевле, чем во второй. Вот тогда другое дело. О бронировании разговор впереди, а пока  иллюстрации.

Слева - первый класс в самом быстром поезде Frecciarossa, справа - первый класс в поезде Frecciabianca.






Официант в поезде
Frecciabianca.






Перекус в поезде
Frecciabianca.






Второй класс в поезде
Frecciabianca.
Чуть уже кресла, чем в вагоне первого класса.







Соседи, трудятся.






Пусть в вагоне второго класса нет красивых официантов, но голодными тоже не оставят.






Но в 2012 году сложившаяся монополия Trenitalia на скоростные перевозки по железным дорогам закончилась.
«13 декабря 2011 года итальянский железнодорожный оператор NTV (Nuovo Trasporto Viaggiatori - единственная частная железнодорожная компания в Италии) представил новый скоростной поезд .italo AGV. Презентация поезда состоялась на заводе в городе Нола (Nola) близ Неаполя.
Аббревиатура AGV расшифровывается как Automotrice à grande vitesse — если переводить дословно, «высокоскоростной самодвижущийся вагон». Главное отличие скоростных поездов AGV от своих предшественников, таких как TGV — у них нет локомотивов, расположенных на концах поезда, у AGV двигатели находятся под полом пассажирских вагонов (как у привычных нам электричек)".

Уже весной 2012 года скоростные поезда .italo начали колесить по итальянским железным дорогам.

Эти поезда стали называть "феррари". Почему нет, красный и быстрый.








Trenitalia теперь не одна.
Пришлось государственной компании корректировать свою работу. Например, стать щедрее на скидки.
Но на центральный вокзал Рима, Termini, в вотчину Trenitalia, новичков не пускают. Только на вокзал Tiburtina.
Этот момент нужно учитывать при планировании маршрута и не только в Риме.

Случай из жизни из летнего путешествия 2012 года (первый год работы .
italo).
На вокзале Termini в Риме, спросила в кассе Trenitalia, не знают ли кассиры, где купить билеты на поезда .italo.
Хитро улыбаясь, кассир ответила: "Думаю, что я должна сказать "не знаю".
Вот такое проявление конкуренции.


А билеты можно купить на сайте ITALO,  в автоматах на вокзалах и в кассах, которых становится все больше.
При покупке билетов сайте не нужно забывать о специальных предложениях и акциях.

Мне нравятся поезда .italo. Жаль, что их маршруты охватывают далеко не всю страну. Пока.






На информационном табло в поезде .italo обращаем внимание на скорость.






Снова о Trenitalia, но теперь о поездах обычных - не таких быстрых, менее комфортабельных, но без которых итальянская современность была бы совсем иной.

Intercity – это относительно быстрые поезда, проезжающие по всей территории страны, делающие остановки только в крупных городах. В этих поездах доступен первый и второй классы обслуживания. В поездах типа Intercity Plus резервируются места.

Италия - страна по территории с Россией не сравнимая, длительность переездов здесь сутками не измеряется. Часами, только часами. Поэтому, при наличии запаса времени вполне можно провести ночь в поезде InterCityNotte (пока в ночных ездить не доводилось), пересесть на обычный Intercity и, таким образом, добраться с севера, скажем из Венеции, на крайний юг - в Реджо ди Калабрия, часов за 14 - 16. На скоростных FRECCE тоже можно. Быстрее, за 10 - 12 часов, но дороже.

Regionale - самые медленные, но очень важные для итальянской глубинки поезда. Как привычные нам электрички. Недорогие и относительно надежные, так как могут опаздывать. В большинстве составов вагоны только второго класса, места в них не резервируются, в часы пик поезда могут быть переполнены.


Билеты на региональные поезда, как правило, не привязаны к конкретному времени и поезду и могут быть использованы на любом из них. Но одно ограничение имеется - билет действует два месяца со дня покупки.


Странным образом в иллюстрирующий фотоколлаж вошли страшненькие вагоны, замеченные во Флоренции.
Но не думайте, далеко не все региональные поезда таковы.







Очень симпатичные поезда в северной части страны.
На этом из Комо я ехала в Милан.






Внутренности обычных итальянских поездов.






Не надо думать, что все идеально.
И опоздания бывают, и толчея, и туалеты засоряются.
Однажды наблюдала, как вызволяли даму из запертого туалета - сломался замок.






Но в целом местные поезда - прекрасный вид транспорта.






На крупных вокзалах расписание можно изучать на больших электронных табло.
На маленьких станциях очень помогает бумажное расписание на доске.






Несколько раз в год утверждаемое расписание изложили очень удачно, на мой взгляд.
По часам.
Присутствует вся информация о поезде, маршруте, времени и платформе прибытия.
Но во всех непонятных ситуациях на станции можно обратиться к сотрудникам - помогут, разъяснят, в критических случаях отведут куда надо почти за руку.






Теперь к покупке билетов.
Способов их приобретения в Италии несколько:
- в кассе на вокзале;
- в автоматах на вокзале;
- онлайн на сайте Trenitalia или Italo (доступных и на английском языке);
- в газетных киосках и магазинчиках tabacchi на региональные поезда и поезда Intercity.


Я пользуюсь двумя вариантами - покупкой на сайтах и в обычных кассах на вокзале.

Да, в кассу на крупном вокзале приходится постоять в очереди, но при общении с кассирами можно подобрать наиболее удобный и недорогой вариант. И не попасть на нюансах. Например, отправлялись мы на Эльбу. Знаю, что нужно добраться до Piombino, а дальше плыть на остров на пароме. Но не будь кассира, уточнившего, что мне нужна станция не просто Piombino, а Piombino Marittima, вышла бы раньше и металась с чемоданом в поисках парома там, где его нет.
При сложных, многоходовых маршрутах с пересадками, это особенно важно.


Для упрощения понимания перед поездкой я изучаю расписание на сайте Trenitalia, выписываю интересующие меня номера поездов, названия пунктов назначения, время отправления и прибытия. Такая шпаргалка пригодится не только при покупке билетов, но и во время путешествия. Достала - а в одном месте у меня вся схема передвижения.












Покупаем билеты в Интернете, учитывая следующее:

1. На скоростные поезда это имеет смысл делать очень заранее.

На сайте Trenitalia такая возможность есть за четыре месяца до даты поездки.
Чем раньше - тем больше возможность купить билет дешевле.


Пример.
Смотрю цены билетов на маршрут из Рима в Милан на ближайшие даты.
Получаю лучшую цену 49 евро.






Такой же переезд при покупке билетов на декабрь (за два месяца до поездки) выдает цену в 29 евро.
Намного интереснее. Это не вдаваясь в подробности, не углубляясь в длительность поездки и прочие параметры.






2. Внимательно изучать расписание на нужный день.
Цена билета может зависеть от времени отправления поезда - в пиковое время дня она будет выше, в спериод спада пассажирской активности - ниже. Учитываем тип поезда обязательно. Если предстоит недолгая поездка и нет спешки, то совершенно нет смысла переплачивать за проезд на скоростном поезде. Важна длительность поездки и необходимость делать пересадки.

3. Изучать акции и специальные предложения.
И не только у Trenitalia, но и у ITALO.
Желательно подписаться на рассылку, если ездить планируете регулярно. А вдруг поступит предложение, от которого невозможно отказаться. Тем, кто планирует ездить ОЧЕНЬ МНОГО, имеет смысл ознакомиться с преимуществами владельцев карт постоянных клиентов и предоставляемыми членам клуба бонусами.

4. Билеты на региональные поезда покупать через Интернет смысла нет.
К местам они не привязаны, всегда есть в наличии, стоят недорого и доступны на сайте только за семь дней до даты поездки.

5. Билеты на скоростные поезда, в том числе купленные через Интернет, не надо компостировать.
Кондуктору в вагоне понадобится только PNR код.
Билет может быть как распечатанным на бумаге, так и хранящимся электронном виде в смартфоне.

6. Перед покупкой желательно регистрироваться на сайтах.
В случае сбоев «следы» останутся в личном кабинете. В противном случае концы найти сложнее.


7. Быть внимательным к названиям вокзалов.
Во многих городах Италии несколько вокзалов, поэтому надо обращать внимание на место прибытия/убытия поезда.       Сокращения похожи на обозначения аэропортов. Например, вокзалы Рима:
ROMA TE - Roma Termini
RO TIB - Roma Tiburtina.
Этот пункт особенно важен при покупке билетов на поезда ITALO.

Кажется, это основное, касающееся покупки билетов через Интернет. Если есть дополнения - прошу в комментарии.

Вот билет имеется и можно отправляться в поездку.
Тут важно не забыть прокомпостировать билет до посадки в поезд, если предстоит путь на региональном составе.
Это можно сделать в автоматах такого вида.






В некоторых регионах страны компостеры могут выглядеть по-другому.
На билете будет напечатано дата, время и станция отправления.
Во время движения поезда по вагону пройдет кондуктор, проверяющий наличие билетов и их действительность.
Если окажется, что билет не прокомпостирован, готовьтесь к штрафу.
И учтите, чаще всего при встрече с "зайцем", кондукторы строги.


Но бывают интересные ситуации - ни один компостер на перроне не работает.







Выход есть и в этом случае.
Осматриваемся, находим проводника поезда или сотрудника железной дороги в принципе, жалуемся на неработающие компостеры, получаем свой билет с автографом сотрудника и всеми необходимыми отметками, оставленными просто ручкой. Все, можно садиться в поезд. Если билет с указанием места - то на своё место, если нет - то на любое приглянувшееся.






Теперь уж точно можно ехать.
И пока мне везет.
Поезда прибывают и убывают точно в срок, чего и вам желаю.


P.S. История о конфетах и любимом вагоне.

Италия, Тоскана, лавочка на железнодорожной станции в маленьком старинном городке Чертальдо.
Вдоволь нагулявшись, надышавшись стариной, ожидаем свой поезд во Флоренцию.

Подсаживается она. Солидная дама лет пятидесяти, стройная, живая, в солнцезащитных очках, в кожаных брюках.

«Ах, из России? Я была в России: в Москве, в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург – какой прекрасный город! (что-то пропел громкоговоритель). А, это не наш поезд. На Сиену поезд задерживается, на 20 минут. На Флоренцию – кто же знает, как будет. Берите, это шоколад, очень вкусный».
С удовольствием угощаюсь, спутник мой свою конфетку прячет в сумку, на потом.
Итальянка удивляется, почему убрал.
«Он вечером, с чаем», - объясняю.
«Так время чая уже прошло, уже ведь время ужина. Вот и наш поезд, вовремя. Вам путешествия хорошего, а я пошла в свой любимый вагон».
Вагоны тоже бывают любимые, оказывается.





Tags: Италия, Теория путешествий, поезда Италии
Subscribe
promo fluger19 october 23, 2014 21:02 32
Buy for 50 tokens
Давно планировала рассказать о передвижении по Италии на поездах. Это комфортный и часто оптимальный способ добраться до нужного места. Особенно на территории экономически развитых северных и центральных регионов. Постараюсь раскрыть тему максимально подробно. Тем, кто планирует испробовать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments