Елена Каск (fluger19) wrote,
Елена Каск
fluger19

Categories:

Дворец Топкапы, Роксолана и тайны гарема

Когда мы определились с планами о поездке в Стамбул одна подруга мне сказала: «Если в Топкапы вы увидите Халита Эргенча, то возьмите у него автограф».
Набор слов какой-то. Что такое Топкапы? Кто такой Халит Эргенч?
Оказалось, все просто. Топкапы — это бывший дворец турецких султанов, ставший музеем.
А Халит Эргенч — актер, исполнитель роли султана Сулеймана I Великолепного в сериале «Великолепный век», ставшего любимым зрителями в некоторых странах.

Я сериал не смотрела, но представляю, какие страсти в нем кипели, ведь сюжет основан на реальных событиях — плененная турками украинка-наложница Анастасия (она же Роксолана, Хюррем, Александра) становится возлюбленной султана Османской империи Сулеймана, упорно стремится к власти, достигает ее, беспощадно уничтожая на своем пути всех соперниц и недоброжелателей.



Халита Эргенча во дворце Топкапы мы не встретили.
Но припасенную на всякий случай фотографию актера в залах дворца доставали несколько раз, чем вызывали улыбки у охраны. Как бы ни ругал премьер Турции Эрдоган сериал «Великолепный век» и его создателей за искажение исторических фактов и попытки «показать молодежи историю Турции в негативном свете», но популярности дворцу Топкапы сериал добавил.

Хотя и без этого место знаменательное и туристами любимое — здесь несколько веков решались судьбы страны, казнили и миловали, на каждом шагу плели интриги и боролись за выживание.
А что творилось в гареме...
Давайте к рассказу обо всем этом и перейдем.

Через несколько лет после захвата Константинополя турками, на старом акрополе Византия, построенном еще при императоре Септимии Севере, началось возведение первого османского дворца. Дворец Топкапы («Дворец у пушечных ворот») со стороны моря защищали древние византийские стены протяженностью около двух километров, а от города его отделяла стена длиной одна тысяча четыреста метров, построенная турками.

Территория дворца состоит из нескольких дворов, в которых располагаются здания, построенные в разное время. Посетители входят на территорию дворцового комплекса Топкапы через массивные ворота «Bab-i Humayum» («Имперские или Высочайшие ворота»).

Они расположены как раз напротив тыльной части Софийского собора. Вход в эти ворота беспрепятственный, но останавливаются здесь туристы часто — сфотографироваться вот с такими бравыми парнями.





Первый двор — это еще не дворец. Можно сказать предбанник.
Здесь расположена церковь Святой Ирины и кассовая зона, где можно приобрести билеты для посещения дворца. В султанские времена в первом дворе располагались хлебопекарни, монетный двор и штаб-квартира янычар.

В конце первого двора располагаются вторые ворота - «Ворота приветствия». Великим визирям, высоким чиновникам и иностранным послам дозволялось доезжать верхом до этих ворот. Дальше они должны были следовать пешком. Второй двор использовали в государственных целях. Здесь отмечали важнейшие события Османской империи и отмечали религиозные праздники. Здесь же иностранные послы проводили часы на деревянной скамье в тревожном ожидании приема. С ними сидели и неугодные визири. Это ожидание могло стать последним в их жизни.

На втором дворе также располагались кухни, в которых готовили еду примерно для 4000 человек, проживающих на территории дворца. Для султана и его семьи готовили на отдельной кухне, на которую ежедневно доставляли мясо 40 свежих и соленых быков, 200 баранов, 100 ягнят, 10 телят, 200 куриц, 200 пар цыплят, 100 пар голубей, 50 гусей и 50 индеек. В помещениях кухонь выставлена утварь и представлена выставка китайского и японского фарфора турецких султанов. Турки утверждают, что это третья по величине дворцовая коллекция восточного фарфора в мире, уступающая только пекинской и дрезденской.





Во втором дворе располагается и здание бывшего «Дивана» (Зала заседаний), в котором раз в неделю собирался Тайный совет. Султан мог присутствовать на заседаниях незаметно, наблюдая за происходящим через специальное окошко. Во втором дворе располагается и вход в султанский гарем, но о нем чуть позже.

Третий и четвертый дворы были предназначены для более уединенной жизни султана. Из второго двора ворота Баб Саадет («Ворота счастья») вели в третий двор - «Эндерун» («Внутренний дворец»). В четвертом дворе расположены несколько павильонов, а также комната обрезаний и комната главного лекаря. Иностранцам в эту часть Топкапы попасть было очень сложно. А любопытным, пытающимся подглядывать за султаном, грозила смерть. Рассказывают, что один из иностранцев решил понаблюдать за происходившим на территории дворца с помощью подзорной трубы. Султан прогуливался по саду, заметил подсматривающего, и тихо отправил стражников в его направлении. Это был последний приступ любопытства в жизни того иностранца.





Третий и четвертый дворы — это еще и сокровищницы.
Здесь хранятся реликвии пророка, оружие, ювелирные украшения, султанские троны и т.д.
Фотографировать в сокровищницах запрещено, но не сильно-то и хотелось. Мне интереснее ывать на свежем воздухе, чем рассматривать блестящее и жутко дорогое.





































Резиденция турецких правителей находилась в Топкапы до 1839 года.
Впоследствии резиденцию правителей Османской империи перенесли на острый мыс, располагавшийся
между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог. А дворец Топкапы стал местом жительства овдовевших султанш, для услужения которым было назначено 55 поваров и кондитеров.




Про гарем.
Слово «гарем » имеет арабское происхождение, сами же турки называли его «darussade» («дом блаженства»). До принятия ислама турки не знали многоженства, и только в Х в. они переняли от арабов эту традицию.

До XVI в. султанский гарем располагался в старом дворце, на месте которого теперь расположен Стамбульский университет. Топкапы был официальным дворцом, в котором решались государственные дела. Но знаменитая Роксолана уговорила Сулеймана Великолепного разрешить ей поселиться в Топкапы. Позднее, гарем вырос и превратился в большой комплекс, состоящий из нескольких сотен комнат.





Вначале турки привозили девочек из завоеванных стран. Когда же время войн прошло, они стали покупать их у работорговцев. Вновь прибывавших девочек называли «аджеми» («новенькие») , затем они становились наложницами. После специального обучения двенадцать самых юных и прекрасных наложниц отправляли в услужение султану. Понравившиеся девушки впоследствии могли стать его женами. После смерти султана его жены (в том числе и любимые), имевшие только дочерей, должны были выйти замуж за высокопоставленных чиновников или переехать вместе с матерью умершего султана в старый дворец. Любимые жены, родившие наследников, оставались в гареме навсегда.




Очень часто решение многих вопросов в Османской империи зависело от прихоти самого влиятельного придворного - «кызлар-агасы» (начальника черных евнухов), который руководил внутренним двором султана (женской половиной). Черных евнухов детьми похищали в Эфиопии и Судане, потом особым способом кастрировали, чтобы сделать охранниками в гареме. Они отвечали за связи гарема с внешним миром, а кызлар-агасы следил еще и за порядком продвижения женщин по ступенькам гаремной иерархии.
К тому же на нем лежала и другая важная обязанность - отбирать в гарем новых девочек-рабынь.




Имя кызлар-агасы с опаской произносили даже высшие сановники Османской империи, прекрасно сознававшие, что достаточно даже легкого неудовольствия с его стороны - и любой из них может лишиться не только должности, но и жизни. Так, в XVI I I в. кызлар-агасы Бешир в течение почти тридцати лет пользовался практически неограниченной властью. После его смерти выяснилось, что в личной казне этого бывшего раба, хранится около 3 000 000 пиастров, 160 роскошных доспехов и 800 часов, украшенных драгоценными камнями.




За стенами дворца разворачивались истории великих султанов и коварных султанш, одной из которых была 15-летняя украинка (или русская, по-разному говорят) Анастасия, ставшая военной добычей и попавшая к Рустем-паше — визирю султана Сулеймана Великолепного. Визирь рассудил, что яркая и умная красавица будет замечена во дворце и он тоже получит свою выгоду.

За раскатистый смех Роксолану прозвали «Хюррем», что значит «Смеющаяся». В шестнадцать лет она приняла ислам, затем стала возлюбленной Сулеймана Великолепного, вышла за него замуж и вытеснила из его сердца всех, превратившись в незаменимую соратницу и женщину, по-настоящему милую его сердцу. Свое влияние на супруга она использовала в полной мере, устраняя неугодных со своего пути.

В первую очередь Роксолана уничтожала соперниц и всех сыновей султана, кроме законного наследника. Не пощадила Роксолана и собственных детей, пожертвовав жизнями двух сыновей и благополучием двух дочерей, ради любимого сына Селима.





Досталось и благодетелю, когда-то разглядевшему потенциал Роксоланы. Она отдала ему в жены свою юную дочь. Паша забылся в объятиях девушки. Роксолана с помощью дочери собрала «достоверные» сведения и представила их Сулейману Великолепному как заговор принца Мустафы и Рустем-паши с целью свержения султана. Визирь умер в умелых руках палача, хотя султан в свое время поклялся ему, что, пока он жив, будет жив и паша... Но в кофейнях Стамбула долго еще шептались о том, как отрубленную голову Рустем-паши поставили обрубком на раскаленный песок, а она все бормотала вываливающимся языком: «Хюр-р-рем»...

Говорят, что Хамсе-султан, мать султана Сулеймана, сама ко всему привычная, бросилась к cыну: «Останови Хюррем!» Султан выслушал мать и только повторил свою любимую фразу, вошедшую в историю: «В Топкапы приказы не отменяют».





С тех пор прошло несколько столетий. Образ Хюррем оброс легендами и домыслами, и теперь трудно понять, какой она была настоящей — отдававшей жестокие приказы об убийстве неугодных или ведущей интеллектуальные беседы с архитектором Синаном.

Прекрасная, умная и жестокая Роксолана умерла раньше своего супруга. Тоскующий султан Сулейман приказал архитектору Синану соорудить в саду у мечети усыпальницу, ставшую местом успокоения его дорогой Хюррем.

 А итальянский писатель де Амичес писал о дворце Топкапы как о «единственном в своем роде историческом памятнике, комментирующем и освещающем почти всю жизнь Оттоманской династии. На его колоннах и стенах, на стволах его деревьев записана самая интимная, самая тайная летопись империи; 25 султанов жили здесь, здесь утвердилась династия. Здесь она достигла апогея своего величия, здесь же началось ее падение.

Это была крепость, дворец, святилище. Там была голова империи и сердце исламизма; это был город в городе, величественная цитадель с многочисленным населением под защитой целой армии. Эти старинные стены заключали бесконечное разнообразие зданий, уголков, полных наслаждений, и уголков, полных ужаса. Султаны здесь рождались, вступали на трон, здесь их низвергали, бросали в темницы или зверски убивали.

Здесь сходились нити почти всех политических заговоров и раздавались крики мятежей; сюда стекалось золото и здесь текла самая чистая кровь империи; здесь потрясали в воздухе огромным мечом, сверкавшим над головами ста народов; сюда в продолжение трех веков встревоженная Европа, недоверчивая Азия и испуганная Африка обращали свои взоры, как на дымящийся вулкан, угрожающий всему миру».
























P.S. При создании поста внимательно читала книгу "Стамбул" Надежды Иониной из серии "Тайны знаменитых городов" и использовала информацию из книги.

О Стамбуле уже написала вот что:
Кое-что о Стамбуле
MERHABA, СТАМБУЛ!
Стамбульский музей Пера
Дневник путешествия в Стамбул
По Босфору и не только
О стамбульских котиках и не только
Стрит-арт в Стамбуле
На лестнице Камондо
Одри Тоту, поезд "Восточный экспресс" и стамбульские вокзалы
Сокровища Капалы-чарши
Египетский базар в Стамбуле
Стамбул с высоты небоскреба "Сапфир"
У Галатского моста
Стамбул с Галатской башни
Собор Святой Софии в Стамбуле
Церковь Святой Ирины - православная святыня Стамбула
Цистерна Базилика - подземное водохранилище в Стамбуле
Две небольшие, но очень интересные стамбульские мечети
Пройтись по Истикляль

Фильм о нашем путешествии в Стамбул:




Tags: В путь-дорогу, Стамбул, Турция
Subscribe

  • GG Jazz III в Краснодаре продолжается

    Оказывается, в 20-е годы ХХ века Аль Капоне был основным работодателем джазовых музыкантов, облюбовавших Чикаго. Как следствие - плохая репутация…

  • Следуй за звуками

    Вся наша жизнь - поступки. Большие и маленькие - они все значимы, по-своему. Меня всегда вдохновляют люди, вкладывающие силы и души в добрые проекты,…

  • PhotoVisa №6

    Шестой Международный фестиваль фотографии PhotoVisa открылся в Краснодаре. Тема этого года — «То, что важно и дорого мне».…

promo fluger19 october 23, 2014 21:02 32
Buy for 50 tokens
Давно планировала рассказать о передвижении по Италии на поездах. Это комфортный и часто оптимальный способ добраться до нужного места. Особенно на территории экономически развитых северных и центральных регионов. Постараюсь раскрыть тему максимально подробно. Тем, кто планирует испробовать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • GG Jazz III в Краснодаре продолжается

    Оказывается, в 20-е годы ХХ века Аль Капоне был основным работодателем джазовых музыкантов, облюбовавших Чикаго. Как следствие - плохая репутация…

  • Следуй за звуками

    Вся наша жизнь - поступки. Большие и маленькие - они все значимы, по-своему. Меня всегда вдохновляют люди, вкладывающие силы и души в добрые проекты,…

  • PhotoVisa №6

    Шестой Международный фестиваль фотографии PhotoVisa открылся в Краснодаре. Тема этого года — «То, что важно и дорого мне».…