Елена Каск (fluger19) wrote,
Елена Каск
fluger19

Categories:

Грузия 2017: Тбилиси

Красивая страна Италия.
Прав был Резо Табукашвили, когда говорил, что она ненамного хуже Грузии.

                                                        Георгий Данелия «Тостуемый пьет до дна»


Наш автобус полз по улице Марджанишвили до отеля, ежеминутно останавливаясь, чтобы пропустить пешеходов.
Поднимает прохожий руку, мол «дай пройти», и вперед, наперекор автобусу.
Через три дня жизни в Тбилиси я и сама так начну делать.
А еще наемся хинкали на много лет вперед (наивное заблуждение, но мне так казалось) и впервые в поездке куплю картину местного художника на память о случайной встрече.




С местом расположения повезло – отель «Престиж» (кто дает такие названия?) оказался в десяти минутах ходьбы от площади Марджанишвили.
До спуска в метро дело не дошло, в нем не было необходимости, изучали город, передвигаясь пешком.

Первый обед и сразу хинкали, хорошее начало.
Первая прогулка по городу, первые резные балкончики, нависающие над узкими улицами, первая дегустация вина.
Настя лизнула чачу. Не попробовала, а именно лизнула. 55 градусов.
Как же, говорит, быть в Грузии и не попробовать чачу. Быстро успокоилась.




Старый Тбилиси почти бегом, следом за гидом Лидией.
Мы потом сюда вернемся сами, чтобы пройти теми же путями без спешки.

Стеклянный пешеходный мост Мира над Курой.
Во времена президентства Саакашвили стеклянная архитектура в Грузии была распространена, как символ прозрачности власти и победы над коррупцией.
Говорят, действительно победили.




После моста Мира проходим по парку Рике – в тот день в парке организовали мероприятия в честь грузинско-китайской дружбы. Но дело близилось к завершению, и ничего о дружбе я толком не узнала.

Из парка Рике в кабинках канатной дороги поднялись к крепости Нарикала.
Три часа дня, солнце разошлось не на шутку, и было уже не до крепости.
Прошлись до скульптуры Матери-Грузии - символ грузинского характера с чашей с вином в одной руке (для гостей) и мечом для врагов.
Обидно, что не сделала ни одной фотографии. Списываю все на жару и отсутствие воды.
Зато видами Тбилиси с высоты запаслась.




















Спускались в город пешком. Пришли к серным баням, месту с которого Тбилиси и начинался.

Первое литературное упоминание о Тбилиси как о городе относится ко второй половине IV в. нашей эры. Согласно одному из преданий, начало городу положил царь Вахтанг Горгасали. Он охотился в лесистой местности и выстрелом из лука убил фазана. Птица упала в горячий источник и сварилась раньше, чем ее подобрали. Царь распорядился обследовать местность и, убедившись, что в ней находится много целебных теплых источников серной воды, повелел основать здесь город. Грузинское слово «тбили» означает «теплый». Таким образом, Тбилиси — это город теплых ключей. По другим сведениям, город был известен с I в. кашей эры. Он имел удобное географическое положение: здесь скрещивались важнейшие торговые пути Закавказья и это способствовало его быстрому развитию.



Серные бани работают до сих пор.
Приходят туда не только местные, но и туристы.
В Пестрой (Орбелианской) бане когда-то парился Пушкин.
Вот как он все это описывает:

«Персиянин ввел меня в бани: горячий, железо-серный источник лился в глубокую ванну, иссеченную в скале. Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань. Опишу их подробно. Хозяин оставил меня на попечение татарину-банщику. Я должен признаться, что он был без носу; это не мешало ему быть мастером своего дела. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать составы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут по спине вприсядку, е sempre bene). После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас как воздух! NB: шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны за таковое нововведение. После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония».




Ужинали в таверне Tdzveleburi Rajhuli (Дзевелебури Рачули, проспект Агмашенебели 65).
Зашли случайно, ушли сытыми и довольными.
В создании хорошего настроения помогли оджахури по-рачински (говядина и запеченный картофель), кебаб из свинины с овощами и вкуснейшим сладким белым луком, и ркацители по кахетинской технологии.
Еще одно удовольствие – гулять по проспекту Агмашенебели. Его исторические здания восстановили, получилась нарядная улица.








Следующий день провели в поездках – Уплисцихе, Гори, винодельня Яго Битаришвили.
После обеда погода испортилась. Вернулись в Тбилиси, пережидали стихию в номере.
Молнии, гром, град, ливень – полный набор.
На следующий день нам расскажут, что за день до нашего приезда Тбилиси тряхнуло, землетрясение в три балла, «но это ничего, не переживайте, у нас это обычное явление».
Не переживаем, но думаем, как это выдерживают старые тбилисские дома.
























Утром в воскресенье отправились на блошиный рынок у Сухого моста.
Обычно на блошках мы покупаем какую-то мелочевку – старинные открытки, например.
На тбилисской барахолке открыток почему-то не нашли (может торговцы попозже их выносят, не знаю), зато залипли в рядах с люстрами.




















Пошли к Театру Резо Габриадзе - шансов попасть на спектакль у нас не было, всего 46 мест в зале (или 80 – по-разному пишут) и отслеживание билетов в интернете в течение трех месяцев не дало результатов.
Слабая надежда "вдруг приедем и найдется парочка билетов" разрушена безжалостным приговором кассира - "билетов нет".
(Позже узнала о полезном сайте для покупки билетов на концерты, спектакли и прочие тбилисские события https://tkt.ge/).




Резо Габриадзе - художник, театральный и кинорежиссер, писатель и скульптор, автор более чем 35 фильмов (в том числе «Мимино» и «Кин-дза-дза»). В 1981-м Резо Габриадзе основал Театр марионеток в Тбилиси.

С первого спектакля театр покорил сердца зрителей и до сих пор гастролирует по всему миру.
В программе театра Габриадзе четыре спектакля: «Осень моей весны», «Сталинград», «Рамона» и «Бриллиант Маршала де Фантье».

Резо пишет пьесы, создает кукол и оживляет их на сцене своего театра.
На фигурном фронтоне здания золотыми буквами написан девиз Габриадзе – Extra Cepam Nihil Cogito Nos Lacrimare, что значит: «Пусть слёзы у нас будут только от резки лука».


Хоть в кафе у театра посидели, да посмотрели маленькое представление в башне театра (в 12.00).
















У Георгия Данелия есть книга «Тостуемый пьет до дна».
Состоит из небольших эссе-воспоминаний. О встречах, людях, съемках фильмов. Если любите фильмы «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза» - рекомендую.

А для настроения – вот один из отрывков (все же знают кто такие Тонино Гуэрра и его супруга Лора?):

ПЕРКЕ?!
Директор фестиваля в Сан-Ремо был моим поклонником и фильм «Кин-дза-дза» включил в конкурсный показ фестиваля не глядя. Но когда фильм был готов, умные люди убедили его, что этот фильм — абракадабра и полный провал.
И на фестиваль в Сан-Ремо фильм не поехал.
Когда Тонино посмотрел фильм «Кин-дза-дза», он возмутился.
— Идиото! — кричал он.
— Идиот! — так же громко перевела Лора.
— Перке?! Почему?! — кричал Тонино.
— Почему?! — перевела Лора.
«Русские женщины — это метеоры, полные чувств» (Тонино Гуэрра).
Когда я вышел от них, выглянула соседка. И спросила:
— Чего они орут? Поругались?
— Нет. «Кин-дза-дза» им понравилась.
— Зелень ваша грузинская?









Случайно зашли в арт-галерею Kon-Tiki, посмотреть на минутку.
Задержались на кофе и разговоры с Лэлой, сестрой художника Темури Кулиани.
Заходил и сам Темури, жаль ненадолго. Такая приятная случилась встреча, с беседами о прошлом и настоящем Грузии. Впервые в поездке купила картину - "Green apple and hippo", как рассказала Лэла, сюжет навеян одной реальной историей знакомства через фейсбук. Знакомство это закончилось свадьбой, и такое бывает.




Следом Голубая галерея и художник Нико Пиросмани.
Рисовал натюрморты, сцены крестьянской жизни, застолья, животных и людей.
За еду, вино и небольшие деньги расписывал вывески для духанов.
Полюбил актрису Маргариту, но безответно.
Нарисовал ее портрет, который так и назвал – «Актриса Маргарита».
О его последней попытке покорить сердце любимой есть песня – «Миллион алых роз», та самая.
Пусть в реальности были не розы, и никто не знает, был ли цветов миллион, но усыпанная цветами улица перед домом актрисы была.
Говорят, Маргарита вышла из дома, поцеловала Нико и ушла.
Не случился у этой истории счастливый конец.

Нико Пиросмани умер в нищете от голода и холода в 1918 году в возрасте 56 лет.
Зарабатывать ему было нечем (почти все духаны закрыли из-за сухого закона), раньше гордый теперь он соглашался на тарелку супа из милости, ночевал в подъездах или подвалах.
В одном из подвалов его нашли в беспамятстве, привезли в больницу, где он и умер.
Вспомнила историю смерти Антонио Гауди в Барселоне.




О Нико Пиросмани есть песня у Тамары Гвердцетели.

В золотой стране воспоминаний,
На цветных дорогах сновидений
Не меня ты ждешь, мой Пиросмани,
От любви с ума сошедший гений.
Мы с тобою родились в Тбилиси,
Но не я тебе всех в мире ближе,
Любишь ты какую-то актрису
Родом из какого-то Парижа.
Нико, Нико, Нико Пиросмани,
Если б ты меня когда-то встретил,
Я б ждала тебя в ночном тумане,
Я бы пела песни нашим детям.

Нико, Нико, Нико, если б знал ты,
Как порой до слез, до боли жалко,
Что не мой портрет нарисовал ты,
А портрет заезжей парижанки.
Не была актрисою великой
Дочь далекой и капризной Сены,
Если бы не ты, безумный Нико,
Про нее давно забыли все мы.


В Грузии помнят о Нико Пиросмани, говорят о нем «это наша гордость, и наша боль».
И благодаря ему осталась в истории актриса Маргарита.




Еда в Грузии как испытание, так много вкусного.
В стремлении попробовать все за четыре дня перестаешь видеть меру.
Зачем мы столько всего заказали - и хинкали, и пхали, и грибы с сулугуни на кеци, и вино, и компот из айвы!
А сейчас бы меня за тот стол, я бы так же не ограничивала себя.












В книжном магазине на проспекте Руставели (Prospero's Books & Caliban's Coffee) я купила книгу Светланы Сабуцкой-Буачидзе «Супра или Скатерть-повелительница». Несколько цитат из нее:

«По-грузински Супра – обыкновенная скатерть, а в большом смысле – это застолье, т.е. сидение за столом, покрытым скатертью и уставленном всевозможными яствами. А явств на скатерти должно быть видимо-невидимо, чтобы глаза разбегались и не знали, с чего начинать, чтобы и скатерть, не была видна, ведь она – не виновница торжества, а всего лишь – повелительница, можно и не высовываться».

«Иногда слышится завистливый шепот. «Вот, как они едят! У, какие грузины богатые!»
Недоумевают те, кто не знает, то гостям отдается все лучшее, иногда тратят последнее, а иногда и в долг бегут.
Так велела Супра».





«Земля лозы и солнца – Грузия – древняя страна. Ее года и есть ее богатство. Многие лета!»
В двенадцатом веке для немногих и еле слышно прозвучали слова Руставели: «Что отдашь, то твое, что оставишь – потеряно».

Услышав или прочитав эти слова грузинского поэта, поневоле задумаешься и всю оставшуюся жизнь постигаешь их мудрость, которая потом передается по наследству детям внукам, правнукам. Это и называется традицией. В те далекие времена поэт не мог предположить, что эти слова войдут в каждый грузинский дом. Слова были не только услышаны, осмыслены, они были приняты навсегда, как напутствие к действию и наглядный пример того, как глубокая мысль и осознание ее могут сделать человека богатым и счастливым».





Наверное, это все, что я хотела рассказать о знакомстве с Грузией.
Я только вошла во вкус и намерена туда вернуться.
Снова оказаться в Казбеги (в Kazbegi Rooms особенно), увидеть горные пейзажи и средневековые башни Сванетии, продолжить изучение грузинского виноделия на этот раз в Кахетии (с остановкой в винном спа-отеле Kvareli Eden), заехать в Сигнахи и добраться в Тушетию, в горные поселения Шенако и Дартло, где снимали фильм «Мимино».
Такие планы.




Еще несколько фото про наш Тбилиси. Здесь Настя показывает, что освоилась в городе как пешеход.
Знает, как общаться с автомобилистами.





Прыгать она не хотела, но я заставила.




Подсматриваю, иногда.




Типа спорт.




Все посты о Грузии 2017 года:
Грузия 2017: по Военно-Грузинской дороге
Грузия 2017: "Фабрика" в Тбилиси
Грузия 2017: Уплисцихе и Гори
Грузия 2017: Мцхета
Грузия 2017: на винодельне Яго Битаришвили

Tags: В путь-дорогу, Грузия, Тбилиси
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Круизные новости, апрель 2020

    Навигация практически приостановлена. Сроки приостановки у всех круизных компаний разные, но в основном захватывают май-июнь (есть и на более…

  • Странный туристический март

    ВСЕ, КТО РАБОТАЕТ В СФЕРЕ ТУРИЗМА, сейчас пишут посты на тему “ехать - не ехать”. Комментарии под постами диаметрально противоположны.…

  • Мой путеводитель по Санторини

    Друзья, хочу показать вам мой путеводитель по греческому острову Санторини. ⠀ Очень этот остров люблю и всегда удивлялась, как поверхностно он…

promo fluger19 october 23, 2014 21:02 32
Buy for 50 tokens
Давно планировала рассказать о передвижении по Италии на поездах. Это комфортный и часто оптимальный способ добраться до нужного места. Особенно на территории экономически развитых северных и центральных регионов. Постараюсь раскрыть тему максимально подробно. Тем, кто планирует испробовать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments